Александра гармаш
ШОУРАННЕРЫ:
снимаем сериал без бюджета и образования
История о том, как петербургские студенты решили снять сериал и что из этого вышло: показываем на личном примере.

Идея: как, что, куда и зачем?

В один день в мою светлую головушку пришла мысль снять сериал. Это была та идея, от которой ты не можешь отделаться. Ты так долго вынашиваешь эту мысль, что даже мозги начинают кипеть, пока твоя задумка, сколь сумасшедшей она ни была, претворяется в жизнь. У меня не было ни идеи, ни сценария, ни команды, ни тем более бюджета и нужного образования. Но мысль была такой сильной, что просто отказаться от нее было невозможно. И понеслась.

Прежде чем окончательно решиться на эту авантюру нужно было взять откуда-то уверенность в том, что все получится. В этот момент было полезно обратиться к Ютубу, где (бинго!) нашлись «Пацаны с Дыбенко» (канал «Кузьма», 2.83 млн подписчиков), «Ничего смешного» (канал «Поперечный», 3.22 млн подписчиков) и «Внутри Лапенко» (канал «Лапенко», 3.15 млн подпичиков). Все эти сериалы были сняты в российских реалиях, людьми без образования (исключение — Антон Лапенко, который является профессиональным актером) и без бюджета. Отсутствие большого финансирования видно по картинке, звуку или об этом просто рассказывали создатели. Эти примеры дали уверенности, и я поверила, что снять такое возможно.

Но начинать одной было все равно страшно, и я пришла к Лизе, своей хорошей подруге, которая сыграет в этой истории одну из главных ролей. Лиза – талантливый оператор и монтажер, и с моей стороны было бы оплошностью не позвать ее.


источник: ютуб-каналы «Кузьма», «Поперечный», «Внутри Лапенко»

А давай снимем сериал?
Погнали!

Сценарий, рожденный из мемов и криминальных сводок

Итак, есть идея: молодежь в Питере и что-то резкое, незаконное. Дело за малым – написать сценарий. После курсовой по сценарному мастерству я что-то да запомнила, освежила знания в статьях и книгах, и села прописывать персонажей.

Обычно для этого используются определённые схемы.

Как это работает?

  1. Точка сочувствия — центральная проблема героя. Чтобы ее поставить можно задать вопрос: какую свою проблему решит зритель, наблюдая за историей главного героя?
  2. Страх и мотивация — двигатели сюжета. Мотивация запускает историю, страх — это то, с чем сталкивается герой в середине произведения.
  3. Страх и мотивация появились благодаря бэксету — предыстории героя.
  4. Страх и мотивация формируют характер и паттерны героя (привычки, поведение в определенных ситуациях).
  5. Наглядный слой: характер, вкусы и предпочтения, внешность, отношения — с ним чаще всего взаимодействует зритель.

Схема создания персонажа (автор: Сончи Рейв)
источник: https://www.instagram.com/x_sonchy/
Если у вас в голове есть образ, но вы не можете его описать — пройдите тест на тип личности от лица персонажа.

За неделю у меня родилось пять совершенно новых людей:

Алиса

«cool girl»: оторва, прошлое которой сломало ее, заставило измениться

Даня

парень без комплексов, который живет в своё удовольствие и горой стоит за близких, «добро с кулаками»

Костик

добродушный «парень по соседству»

Крис

милая, наивная и дружелюбная подруга главной героини

Антон

антагонист, персонаж, у которого проблемы с психикой


Каждый из них получил свой характер, свою внешность, привычки и мотивацию. Каждый герой существует, дополняя товарищей и сюжет– так работает драма: персонаж строит историю. Я узнала это у Сидни Люмета в книге «Как делается кино», и она в принципе стала открытием.
Нельзя упускать насмотренность, она поможет вам в любой сфере деятельности (особенно, в творческой): вы смотрите фильмы, запоминаете приемы, анализируете их, и это откладывается в вашей голове. Помогают и кинообзоры, рецензии и критические статьи.


Что прочитать?

Блейк Снайдер «Спасите котика»

Вики Кинг «Как написать кино за 21 день»

Александр Митта «Кино между раем и адом»

Сид Филд «Киносценарий: основы написания»

Аристотель «Поэтика»


Фото сценария мультсериала «the Simpsons»
источник: https://www.pinterest.ru

А дальше – строим сюжет.

Как делала я: набирала в один документ разные идеи для сцен, моменты, ситуации из жизни, а после уже расставляла их по сериям, создавая единую хронологию в формате американки.

Многое из «сырьевого материала» стало отражением мемов, которые попадались в соцсетях. Помимо этого я опиралась на массовую культуру, искала что-то не самое известное, но определенно культовое, было важно сделать упор на Петербург. Так в сериале появились визуальные и текстовые отсылки на «Бандитский Петербург», «Бригаду» и «Брата». Осуществить задуманное казалось невозможным, но, благо, у нас собралась прекрасная команда, с которой каждый съемочный день был в радость. Кстати, о них.


Актер из метро и человек-оркестр: как собиралась команда

Чтобы сделать хороший продукт необходима большая команда профессионалов, где каждый занимается своим делом. Как минимум в неё входит режиссер, сценарист, продюсер, оператор, монтажёр, звукорежиссер и, конечно, актеры.
Обычно в кино актеров набирают либо через кастинги, пробы, либо зовут сразу знакомых, проверенных людей. И зачастую — это люди с образованием. Режиссера может выбрать студия, которой сценарист продал сценарий, либо он сам ищет этот самый сценарий, а потом уже связывается со студией. Он выбирает себе оператора и собирает всю команду сам, если студия или продюсер не выдвигают своих представителей.
У нас из этого всего сохранился только момент, когда режиссёр набирает команду сам. Взяв на себя роль режиссёра, сценариста и продюсера я отправилась на поиски оператора. Им стала Лиза, мой дорогой соавтор, которая вместе со съемками решила и монтировать материал. Со звуком было проще — мы писали его по очереди всей командой, если кто-то не был задействован в кадре.

Подготовка к кастингу
источник: https://www.pinterest.ru
видео-инструкция
лайфхак по звуку:
Записывать его желательно на профессиональную технику, и мы брали в аренду рекордер Zoom H5. Для съёмок на улице вам понадобится ветрозащита, и если не хотите брать в аренду или покупать — можно купить губковую мочалку, сделать разрез и надеть на микрофоны, после чего стоит закрепить обычными канцелярскими зажимами.
Так получилось, что я стала и кастинг-директором. Лиза — оператор, я взяла роль Алисы, дело было за малым — найти еще четырех актеров.
Первым нашим актером стал Антон — будущий инженер-конструктор, который в свободное время занимался в театральной студии. Нашла я его через подругу, написала, объяснила ситуацию и получила согласие. Так у нас появился Антон на роль Антона.
После Антона в нашем касте появился Лёша — будущий стоматолог. История знакомства с Лешей самая увлекательная из всех: я увидела его в вагоне метро и тут же отметила в голове, что внешне он — идеальный Костя. В какой-то момент я просто подсела к нему и показала в заметках на телефоне свою просьбу, мы вышли на станции, все обсудили, и Лёша согласился. Как мы узнали позже — он был пьян. Но о согласии не жалеет.
Второй девочкой в нашем касте стала Вероника — будущий архитектор, блогер-миллионник в тик-токе. Лиза была знакома с ней с начальной школы, так что договориться было не трудно. Так, через сообщения в директе мы нашли нам Крис.
Для полной команды нам оставалось найти актера на роль Дани. Я стала писать по знакомым, и мы нашли актера, но он слился на этапе репетиций. Мы потеряли одного из главных актеров и стали в срочном порядке искать замену.
По итогу, мы нашли Богдана — парня с актёрского факультета университета профсоюзов. Он стал для нас спасением: ответственный, талантливый и самоотверженный парень, который без вопросов вписался в эту авантюру.

Александра Гармаш
Алиса
Елизавета Ветрова
Антон Вегнер
Антон
Алексей Васючков
Костя
Вероника Оболенская
Крис
Богдан Манджиев
Даня
Итак, наша команда составила шесть талантливых людей, у которых хватило слабоумия и отваги вписаться в эту историю.
Сценарий написан, каст собран, и мы переходим к репетициям.

«Читки» и прешуты

Такое понятие как «читка» сценария на постоянной основе используется в театре. Что это такое и как вообще работает? Во время «читок» актеры собираются вместе с режиссёром и буквально читают сценарий: реплика за репликой, эмоция за эмоцией.

Делается это для того, чтобы произошло правильное, качественное знакомство с текстом, чтобы актеры «сыгрались» ещё до съёмок, чтобы нашли общий язык друг с другом и с режиссером.

Несмотря на явную пользу для процесса, «читки» не так часто используются в кино. Многие режиссеры и на западе, и у нас пренебрегают этим этапом, желая сэкономить ресурсы. Однако из-за этого вероятность столкнуться с проблемами во время съёмок возрастает в разы.

Как это было у нас? Моя квартира, чай с печеньками и пять копий печатного сценария: мы собирались и читали, читали, читали, пока тошнить не начинало.Этот процесс длился пару недель, а потом ещё несколько встреч мы снимали прешуты. Слово сложное, непонятное, давайте разбираться.

Прешут (с английского pre-shoot, то есть буквально «перед съемками») — это процесс, в течение которого режиссёр и оператор прорабатывают либо весь ролик/фильм целиком, либо отдельные сцены. То есть на практике вы берёте актеров и в любой обстановке снимаете черновой вариант сцены. Для чего это делается? Некоторые сцены при написании сценария могут складываться в голове автора, но оставаться совсем непонятными для съемочной группы. Во время основных съёмок не хочется тратить время на проработку, объяснение и долгие репетиции, постановку, поэтому прешуты — отличная вещь в этом плане.
Мы снимали прешуты сразу после читок, у меня на квартире, просто «выставляя» актеров в кадре. И вот как это выглядит.
пример прешута

Камера, мотор!

Когда кончается этап предпродакшна, начинается самый долгий, утомительный и одновременно увлекательный этап. Съёмки могут длиться как несколько дней, так и несколько месяцев, все зависит от объема работы, графика актеров и прочих обстоятельств. Часто бывают проблемы, которые затягивают этот процесс: о них мы поговорим в следующем пункте.
Что особенно важно сделать перед началом съёмок?
  1. Прописать в отдельном документе все действующие лица, локации и инвентарь.
  2. Составить расписание, согласовать его с режиссером, оператором и актёрами, чтобы не было накладок в процессе.
  3. Сделать волшебную таблицу: сцена, дата съёмки, актеры, их внешний вид и реквизит.

Такую таблицу мы рассылаем всем участвующим, ждём согласия и только потом начинаем съёмки.

Как они проходят зачастую

Команда собирается на локации, режиссер и оператор еще раз прогоняют друг с другом планы, ракурсы, кадры, звучат слова «камера, мотор!» и магия начинается. Актеры работают в кадре, оператор — за камерой, а режиссер — на два фронта, так сказать.

И я еще умалчиваю об огромной работе остальной съемочной команды.

Как было у нас
У нас вся команда целиком состоит из шести человек, и редко бывало так, что мы собирались в съемочный день все вместе. Чаще всего был оператор, режиссер и один-два актера. Звук писали, как повезет: то на стол положим, то актер вне кадра держит, то оператор. Снимали, так сказать, в полевых условиях, но в остальном ничего не отличалось от привычных процессов.
Камера запускается, команда работает, и лишь когда все получается режиссёр командует: «Снято!»

Питерские морозы, коронавирус и обитатели Думской:
как съемки затянулись на полгода

Съемочный процесс у нас начался в конце октября, и по плану должен был закончиться в декабре. Сейчас май, и у нас до сих пор идут пересъемки.
Трудности начались с погодных условий: с конца октября в Питере становилось все холоднее и холоднее, снимать на улице становилось невозможно (особенно — в весенней одежде). Из-за этого съемочные дни мы часто заканчивали раньше, не успевая отснять запланированное. Следующим препятствием в нашей веселой жизни стала новая волна коронавируса: один из актеров оказался на карантине в общежитии, и почти месяц мы не могли снимать большинство сцен. Потом наступил Новый год, все замерло ещё на месяц. Наконец, в начале февраля мы смогли возобновить процесс, но и тут получились палки в колёса.
Одну сцену мы снимали три раза: в первый налажали со звуком, в остальные было интереснее. Дело было на улице Думской, которая славится своими питейными заведениями, и каждый раз во время съёмок минимум четыре человека за день считали необходимым подойти к нам. Были они не в самом приятном состоянии, и за время разговоров и попыток отвязаться от них, у нас садилась техника, мы промерзали, и снимать уже не было возможным.
В течение марта мы закончили основные съёмки, но в процессе монтажа выявился брак, и был назначен пересъём. Чтобы не допускать наших ошибок просматривайте кадры на месте в тот же день, чтобы не тратить время потом.


Отбор материалов, адоб премьер про и фотосессии

После съемок начинается этап постпродакшна: монтаж видео и звука, фотосессии актеров, продвижение. Это все долгий процесс и тяжелый труд, в котором обычно задействуется немало людей. Фотограф, монтажер, звукорежиссер, фоторедактор, маркетолог, менеджер - всех и не пересчитать. Каждый занимается своим делом, четко укладываясь в установленный продюсером или студией дедлайн.

У нас эти обязанности взяло два человека: я и Лиза. Мы поделили их примерно пополам, и началось. Изначально мы сели вместе и просмотрели абсолютно весь отснятый материал, чтобы разделить чистовое и черновое. Первое забрала Лиза, второе досталось мне для монтажа неудачных дублей. Пока Лиза монтирует видео и звук, я обрабатываю фото, видео, делаю постер.
Постер - важнейший элемент постпродакшна, ведь именно по обложке зритель будет судить о фильме. Идеальный постер состоит из общей фотографии главных героев, основной локации, названия проекта (крупным, броским шрифтом). Нельзя забывать о логотипе студии и возрастном ограничении.
При этом постер - не единственная деталь продвижения, для этого дела следует разработать определенную стратегию. Кстати о ней.
Продвижение - один из важнейших этапов работы над любым проектом, потому что именно через рекламу он набирает зрителей, читателей или участников. Путей продвижения немало - это и реклама в социальных сетях, и таргет, и реклама на телевидении и на баннерах, но все это требует бюджета, которого лично у нас не было. Именно поэтому я проработала стратегию, не требующую большого количества финансов.
Контент в социальных сетях.
Все проще простого: мы выкладываем видео, фото, интервью с актерами на разные интернет-платформы, надеясь на их алгоритмы.
Донаты на стримах блогеров.
Этот путь, конечно, требует средств, но гораздо меньших, чем платная реклама. Как он работает? Мы заходим на стрим (прямой эфир) к блогеру (в нашем случае подойдут аккаунты “Юлик”, “Дарья Каплан”, “DK”), отправляем донат (деньги) и в подписи к нему оставляем ссылку на сериал.
Сарафанное радио.
Думаю, тут и объяснение не нужно: отправляем ссылку на сериал всем контактам в соцсетях и наслаждаемся жизнью.
Создание плейлистов.
Специально для сериала я создала плейлисты на таких площадках как Boom, Яндекс.Музыка и Spotify. Получился альбом с саундтреком к сериалу, к персонажам, в описании которого содержится ссылка на сам проект.


Премьера: подводим итоги работы

Итак, сейчас проделана огромная работа, за которую уже можно гордиться собой. Это и написанный сценарий, и подобранная команда, и съемки, и постпродакшн, все то, что привело нас к главному. У нас получился пятисерийный сериал, где каждая глава длится 10-12 минут. Это драмеди - история про компанию друзей: ребята знакомятся друг с другом, общаются и пожинают все плоды молодости в Петербурге. Однако не все так хорошо, как может показаться, ведь Алисе начинают приходить странные сообщения.
В наше время сериалы запускаются либо на телевидении, либо на стриминговых сервисах. Сделать это студентам-любителям практически невозможно, поэтому для нас существует такая прекрасная вещь как Ютуб.
Именно такой путь мы выбрали: выложить готовый проект на популярный видео-хостинг. В сериале используется музыка с авторским правом, но на Ютубе нечего бояться: максимум - снимут монетизацию, но ее у нас и так не будет (на канале недостаточное количество подписчиков).
Что ж, мы выбрали платформу, дальше следует завести на ней отдельный канал и со спокойной душой выкладывать проект. Выложили? По такому поводу и выпить - не грех. Теперь расслабьтесь и ждите сотен тысяч просмотров. Они точно будут, ведь старания всегда окупаются.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website